телефон: 8 906 700 55 22
                8 906 700 48 48



ЛЕЧЕБНЫЕ СКАЗКИ
На данной странице предоставлена информация для ознакомления о методах и результатах индивидуальной работы с детьми с помощью различных техник куклотерапии.

В сжатом варианте приведены примеры сессий, их короткий анализ, примеры рекомендаций предлагаемых родителям для закрепления полученных результатов.    



При проведении сессии важна каждая деталь, "страх" часто замаскирован под какую-то эмоцию. Важно не пропустить подсказки, которые могут вывести на главную причину.


Важно то, что когда ребенок выбирает игрушку уже идет одновременно диагностика страха. Сказку лучше проиграть в кукольном театре и с хорошим настроением. При индивидуальной работе с ребенком желательно присутствие родителей.





Примеры:

Коррекция страха темноты. Первая  сессия 11 декабря 2009 года 18-оо Ирочка Б., 6,5 лет.  

Со слов няни и мамы девочка никогда не спала в полной темноте. Якобы  чтобы удобнее было  встать  ночью. Ира в темное время суток всегда проводила со взрослыми. Сама девочка говорит, что ничего не боится, но темноту просто не любит.  Во время коррекции Ира выбрала игрушку - кошечку – Снежану. Кошечка смелая, умная живет с людьми. Очень  любит всех, у нее нет врагов. Выбор животного далеко не случаен: кошка достаточно независимое, но одинокое животное, которое любит ласку и внимание. Хорошо ориентируется в темноте.

Работа психолога:

Как Ира при помощи Снежаны (кошечки) победила страх темноты.

Психологом был предложен сюжет для игры:
Однажды ранним вечером Снежана осталась одна. Она поела, поиграла с игрушками, а потом уснула. А когда проснулась, дома все еще никого не было, а было очень темно. (Психолог подсказала: «Кошки видят в темноте»), но Снежана в тот момент видела все плохо, мутно, она боялась. В углу что-то непонятно зашуршало, и Снежана сжалась от страха. Что делать? Потом она вспомнила, что на стене есть светильник, который зажигается от нажатия. Снежана встала на задние лапочки, но еле достала до него. Света не было. Тогда кошка разбежалась и подпрыгнула. Света не было. Так повторилось несколько раз. Снежана рассердилась и обратила внимание, что стала хорошо видеть. Она рассмотрела маленький стульчик возле светильника, прыгнула не него и зажгла свет. Стало спокойно и весело. А тут пришли Ира и мама. Все стало совсем прекрасно.

Краткий разбор:
Ира хорошо проиграла построенный сюжет-попытки зажечь свет отвлекли кошку от страхов. Она стала прекрасно видеть и успокоилась. Психолог предложила Ире продолжить игру. Использовать качества кошки: уметь ждать, ведь она – охотник, и видеть в темноте для того, чтобы посмотреть, что ее напугало. Ира включилась в игру - Кошка Снежана притаилась и увидела заводную игрушку – Зайца, у которого почти сели батарейки. Вот он и шуршал. Снежана весело смеялась.

У Иры страх темноты трансформировался в нужную эмоцию любопытства и смеха.

Рекомендации родителям:
Вечером отвлечь Ирочку от компьютерных игр и телевизора. Почитать спокойные книжки, порисовать.

Вторая сессия 18 декабря 17-30 час. Ира Б.

Мама рассказала, что вчера вечером они лепили что-то из пластилина, а потом легли  рано спать. Все прошло хорошо. 
 
Работа психолога: 

Ира выбрала куклу – Олень.  Он жил в лесу в стаде, где жили его мама, папа и братишки. Олень не любил убегать один, а ночью спал рядом с мамой. Вновь по поведению выбранной игрушки виден страх одиночества и темноты (ночью спал рядом с мамой). Однажды его маленький братик заблудился в лесу в чаще. Все стали искать олененка. Наступила ночь. Олень услышал, как кричит брат. Олень позвал папу, который привел малыша.

Краткий анализ:
Вариант, который предложила Ира хорош тем, что Олень сам отошел от стада, когда искал брата, но один дальше не пошел. Психолог предложила самому Оленю спасти брата, так как взрослые ушли в другую сторону. Ира согласилась. Ее Олень побежал на голос брата в чащу и нашел его. Все хвалили его, он гордый ходил в стаде.

Рекомендации родителям:
маме чаще просить Иру что-нибудь принести из темной комнаты. Но при этом дверь в освещенный коридор должна быть открыта. Поиграть с ней в прятки, когда стемнеет. Приучать ребенка к темноте мягко и осторожно, объясняя причину шума, непонятных звуков и так далее.

Третья  сессия. 25 декабря 2009 года  18-30 час. Ира Б.

Мама удивлена, но Ира спокойно заходит в темные комнаты.

Работа психолога:

Во время сессии Ира выбрала куклу «Летучая мышь». Вместе с мамой стали играть в прятки. Прятали в темной комнате игрушки, прятались сами, но Летучая мышь хорошо видит в темноте и быстро всех находила. Выбор животного подтверждает, что страх темноты, одиночества прошел. Но ребенок еще нуждается во внимании.

Был предложен новый сценарий - поискать пропавшие ключи у мамы. Летучая мышь очень быстро их нашла в подсобной комнате, в которой было темно. Девочка свободно перемещалась по всем помещениям. Психолог предложила путешествие по волшебному замку, где возможны различные приключения. Мы играли минут 20 с увлечением и без намека на страх темноты.

Рекомендации родителям:
приучать ребенка к темноте – играть в прятки, игры, где требуется помощь маме в темное время суток. Если возникнет страх от чего-то непонятного шума, движения – обязательно объяснить и показать, что все это происходит естественным путем. В результате 3-х сессий был скорректирован страх темноты. Повторные сессии, проведенные через 5 месяцев, этого страха не выявили.




Коррекция страха высоты  у Вани М. 7 лет.


Патологическая доминанта «Страх высоты». Выбор игрушки – собака. Сюжет развивался в ходе сессии вместе с ребенком.       
     
Жили  дружно  Хозяин  и  щенок, звали щенка Багира, это  была сторожевая собака. Хозяин  и  Багира очень любили друг друга и часто вместе гуляли, играли и спали в одной комнате. Но вот  Багира  выросла, ей исполнилось  8 месяцев, и  Хозяин отдал ее  в  собачью настоящую школу.

Тренер  в  школе  огорченно покрутил головой: "Это  у Вас кошка, а  не  собака. Она  всего боится  и ничего не умеет делать сама". Обидно стало друзьям и они решили доказать тренеру, что Багира всему собачьему мастерству научится очень быстро. Не  прошло  и  месяца, как щенок превратился в умную сторожевую собаку. Она  умела идти рядом, выполняла все команды, не ела из чужих рук. Тренер был очень доволен, но одного боялась Багира – она не могла пройти по бревну – страшно боялась высоты. "Бревно такое узенькое, земля далеко внизу, хозяина нет, упаду" - думала Багира, и никакие силы не могли заставить ее пройти на снаряд.

Однажды Хозяин и Багира пошли за грибами. Они долго бродили по лесу, по оврагам. Набрали грибов и решили поесть. Разожгли костерок у бурной речки, сварили вкусную кашу, поели. Хозяин пошел мыть котелок. Нагнулся к воде, у него подвернулась нога, и он упал в речку. Течение вынесло его на другой берег. Нога опухла и болела. Багира металась на прежнем месте. Вдруг она увидела, что через реку перекинули тоненькое дерево. Это был хлипкий тонюсенький мостик. Но ведь Хозяин один, больной, ему надо помочь. Все это с быстротой молнии пронеслось в мыслях Багиры. Не раздумывая ни секунды, она в один миг вскочила на деревцо, и смело перебежала речку. Как же ее целовал и благодарил Хозяин. Он нашел палку и вдвоем с Багирой они уже осторожно по мостику – деревцу, которое оказалось довольно крепким и широким, вернулись к себе. Хозяин сделал тугую повязку, и они гордо пошли домой. Страха больше не было. Осталась гордость и любовь. Ваня согласился, что ради близкого человека забываются все страхи.

Рекомендации родителям: мягко и осторожно приучать ребенка к высоте, не провоцируя его на прохождение узких и высоких мест, не дразня. Научить ходить по бревну, постепенно поднимая бревно над землей.